Трек Важские росписи: https://nakarte.me/#m=10/61.25802/42.32758&l=O&nktl=qScHgHD0v68d978grGjj4Q
Решили выйти на маршрут?
Установите приложение Maps.me
Скачайте по ссылке выше файл в расширении kml
Добавьте в Maps.me
Хорошего путешествия (файлы с контактами можно найти в соответствущих разделах в наших группах в ВК, ФБ или Telegram)
Львы и Инроги. 250 км по проселочным и лесным торным дорогам. С редким выходом на М8 (обочины широкие). Экипировка с учетом времени года и погодных условий. Ночлег в оборудованных гостевых домам или гостиницах (Березник, Шенкурск, Вельск). При необходимости возможен автостоп. Автобусы останавливаются только в установленных местах. Оплата возможна картой или наличными.
Как описать эту часть Пути? Полное погружение в природу. С учетом ее протяженности и тем, что здесь совсем нет городов.
Здесь нужно упомянуть, что из Березника Двинского можно на велосипедах уйти на противоположный берег Северной Двины (На велосипедах к северному барокко). 700 км. Но какая потрясающая красота вас ждет впереди.
А мы идем дальше, в поисках львов и инрогов. Инроги, так называли единорогов на севере.
Путь наш к ним долог. Идем от Березника вдоль реки. Красивая река с песчаными берегами, старинные кусты деревень на пути и опустевшие поселки лесопунктов ждут нас на пути. Про поселки лесопунктов написано в описании предыдущей тропы. Если коротко. На северных реках до 1970 года практиковали молевой сплав. В лесах стояли лагеря с осужденными, они валили лес круглый год. По реке лес сплавляли до потребителя. Поселки на берегу были для вольных. Они следили за сплавом, расталкивали заторы, чистили русло рек. В мире такой сплав леса признан вредным для природы. В определенный момент в СССР его тоже запретили. Но как ни странно, местные жители считают, что реки раньше себя чувствовали лучше. Водилась рыба, русло расчищалось.
Кусты деревень функционировали особым образом. Пежме жили огородники, выращивали картофель и капусту. Местные жители сохранили традиционные рецепты по приготовлению блюд из этих овощей. Пуя славилась своими гончарами. 96 деревень было в кусте Пуи. Конечно же везде проходили сезонные ярмарки.
Богато жило Поважье. Северные крестьяне строили большие двухэтажные дома с поветями и подклетью.
В этих краях эти дома имели росписи. Внутри дома была расписная мебель и потолки с дверями, расписные стены. На фронтоне домов изображали львов и инрогов. Откуда они появились в здешних холодных местах? Земли эти были завоеваны новгородцами, которые тесно общались с ганзейскими купцами. Возможно, оттуда и навеяло мотивы.
Античные авторы рассказывали о единороге, как о реально существовавшем животном, происходящим с земель Индии или Африки. В Древней Греции и Риме бытовали предания о существах, обладающих неведомой силой, и именующихся единорогами. Поговорить об этом можно в Дискуссионном клубе « Инрогъ» — доме сохранения истории. Это уже в кусте деревень Судрома.
Также были кусты деревень, в котором жили художники, которые собственно и занимались росписью: домов снаружи и внутри, предметов быта. Важская роспись включает в себя три разных вида росписи: шенкурскую, важскую и борецкую. Роспись имела ритуальное значение, занимались ею мужчины. Традиции росписи передавались по роду. Куст деревень Борок, как центр борецкой росписи уже не существует. Традиции сохраняют шенкурские мастера.
Хотите все увидеть сами? Выходите в путь. До встречи на дороге.